Казачество

«Казачья молодёжь должна стать действенной частью основы гражданского общества, живым примером долга и любви к Родине…»
«Казачество – это часть нашей культуры, причем очень яркая ее часть. Я имею в виду патриотизм, который несут казаки. Патриотизм важен для продвижения идей государственности. В этом смысле казаки играют уникальную и позитивную роль».
Президент РФ Владимир Путин

Возрождение российского казачества не следует воспринимать как некое воспроизведение казачьей вольницы и казачьего домостроя. Позиционирование казачества в отношении других социальных групп и слоев населения опирается в нынешнее время на сочетание исторически сложившихся отличительных культурных и ностальгирующих традиций, включающих патриотическое воспитание, государственную службу, войсковую организацию и самоуправление, вновь привнесенных побудительных мотивов и стимулов (выражающих стремление принадлежать к социальной группе, занимающей определенное положение и пользующейся влиянием, вниманием и уважением), свойственных институтам гражданского общества, соответствующих структуре формирующегося гражданского общества в Российской Федерации

Учитывая огромную ответственность при работе со студентами, взяв на вооружение лучшие казачьи традиции, 5 июня 2015 года на базе Промышленно-технологического колледжа по инициативе жителей города Мичуринска и Мичуринского района, являющихся сотрудниками колледжа,  при поддержке атамана Тамбовского отдельского казачьего общества Векленко В.П., первого заместителя атамана, директора казачьей кадетской школы-интернат им. графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова г. Тамбова Шарова Ю.В., председателя военного отдела, настоятеля Покровского храма с. Гавриловка иерея Дмитрия Быкова состоялся казачий круг, результатом работы которого стало создание Хуторского казачьего общества «Мичуринское» (Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Хуторское казачье общество «Мичуринское» от 15.07.2015).

В своей работе Хуторское казачье обществе Мичуринское руководствуется Уставом, Положением о Суде чести и Положением о Ревизоре.

Для функционирования ХКО «Мичуринское» была проделана следующая подготовительная работа:

  • В колледже создан и функционирует молодежный казачий центр «Застава», в котором на сегодняшний день 26 студентов; разработано и утверждено Положение о центре; руководителем Центра является походный атаман Тамбовского отдельского казачьего общества Савельев Е.П.
  • Приобретена казачья одежда для казачат и взрослых казаков, приобретены казачьи шашки;
  • Разработан и действует стенд, посвящённый казачеству;
  • Оборудуется кабинет для занятий казаков;
  • Приобретена литература по казачеству, изготовлены брошюры;
  • Заключены договора о социальном партнерстве с Мичуринской и Моршанской епархией, входящей в состав Тамбовской митрополии, храмом святого пророка Илии, Боголюбским кафедральным собором, церковью во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» г. Мичуринска, центральной городской библиотекой;
  • Оформлена подписка на 2016 год на общественно-политический и литературно-художественный журнал «Казаки».

Введя компонент казачества в систему воспитательной работы колледжа, на сегодняшний день мы уже можем говорить о первых положительных результатах:

  • Участие в инновационном социальном проекте государственных и муниципальных учреждений, Российских некоммерческих организаций и общественных объединений, организатор проекта — Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москва «ШИРЬСЯ КРУГ КАЗАЧИЙ»;
  • Участие в годовом круге казаков Тамбовского Отдельского казачьего общества 5 сентября 2015 г.;
  • Команда Хуторского казачьего общества «Мичуринское» под руководством товарища атамана Федотова Ю.Н. заняла почетное I место в общем зачете военно- спортивных соревнований «Казачья удаль», посвященных празднованию «Дня города Кирсанова», который состоялся 6 сентября 2015 г.;
  • Участие казачат в Крестном ходе 11.11.2015 (Боголюбивая икона Божьей матери);
  • 11.11.2015 в рамках проведения III Владимирских духовно-образовательных чтений Мичуринской епархии «Традиции и новации: культура, общество, личность» в колледже прошла конференция «Перспективы духовно-нравственного воспитания и просвещения в учебных заведениях СПО»;
  • Создание этнографической экспозиции «станичное правление»;
  • Участие ХКО «Мичуринское» 24.12.2015 в региональном фестивале «Большой казачий круг».
  • Оказывают казачата и различную волонтерскую помощь.

Работа Общества должна вестись неразрывно с работой педагогического коллектива колледжа.
Пока такая работа ведется на «добровольных началах» — во внеурочное время. А в перспективе – введение в учебные планы и программы факультативов по истории, культуре и традициям казачества, по военному ремеслу казаков, медицинской, строевой, военной подготовке, рукопашному бою; включение аспектов казачества в работу музея колледжа, библиотеки, кружков и секций, и во внеурочные занятия со студентами в общежитии колледжа.

Обязательным будет организация «педагогического кружка» по теме Российского казачества, создание странички ХКО на сайте колледжа и обязательное освещение всей нашей работы через средства массовой информации — важнейшим аспектом по связям с общественностью.

pdfДополнительная образовательная программа «Формирование гражданской идентичности, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи на традициях Российского казачества»

30 УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ О КАЗАКАХ
Без казачества Россия потеряла бы половину страниц своей истории. Что мы знаем о казаках? Устраняем «белые пятна».
1. Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек.
2. У казаков существовали свои «государства»: Войско Запорожское (позднее — Гетманщина), Войско Донское, Уральское войско, Червленый Яр. Одно из таких государств дало начало современной Украине. К слову, украин/окраин с казацкими поселениями существовало много. Например, Рязанская украина.
3. Удивительная игра слов произошла с названиями «казаки» и «касоги».
Касогами на Руси называли адыгов или родственных им черкесов. Черкасами же назвали запорожских и кубанских казаков. Действительно, в Приазовье обитали черкесы, которые тесно взаимодействовали с казаками-донцами и даже могли входить в казачье войско.
4. У казаков были свои города на Дону, Донце, Днепре и Урале. Самые старые и известные из них – Черкассы (XIV век), Старочеркасск (XVI век, на месте города Орна или Ахас), Урюпинск (возможно, летописный Урюпеск).
5. Казаки часто обособляли себя от русских. В составе казачьих формирований были черкесы и тюрки. Во многих переписях «казак» до сих пор упоминается в качестве отдельной народности.
6. Казачьи полки часто формировались из местных народов Российской империи: бурятские, литовские, албанские, греческие, калмыцкие, эвенские.
7. Казаки как особое сословие существовали не только в России. Казаки были на также службе Речи Посполитой. Прообразом казаков в Венгрии были секеи.
8. Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами.
9. В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек.
10. Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки – «сашхо» по-адыгейски.
11. Древнерусскими «казаками» являлись черные клобуки (торки и половцы на службе русских князей), берладники и бродники. Морскими «казаками» были ушкуйники — свободолюбивые и воинственные новгородцы.
12. Казаки участвовали в войнах на стороне турков, поляков, русских, белых, красных и даже нацистов.
13. Освоение и завоевание Сибири осуществлялось преимущественно за счет казачьих отрядов. Поэтому большую часть России можно было назвать казачьей «украиной».
14. Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.
15. Старейшее казачье «государство» — Червленый Яр было поглощено Войском Донским, а единственная верфь на Хопре в Пристанском городке была уничтожена Петром I, хотя позднее восстановлена в Новохопёрске.
16. Флаг Донского казачества – желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков.
17. Один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами.
18. Омск – казачья столица Сибири. В нем располагались все общевойсковые учреждения Сибирского Линейного Казачьего Войска.
19. Волжское войско официально просуществовало недолго: с 1734 по 1777 годы. Позднее казаков переселили на Урал, Терек и в Астрахань.
20. После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы».
21. Одним из самых последних казачьих формирований стало Урянхайское казачье войско, образованное в 1921 году бароном фон Унгерном во время Гражданской войны.
22. Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего.
23. Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек.
24. После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик.
25. Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины.
26. Корни казачества уходят в эпоху Золотой Орды. Большая перекройка общества затронула все слои: множество русских было уведено в татарские города на службу к ханам. На всех этих землях действовала и православная церковь – Сарайская епархия. В период ослабления Орды (XV век) множество перемешавшихся русских и татар оказались между слабеющей Ордой и поднимающейся Москвой предоставлены самим себе, что стало предпосылкой развития казачества.
27. Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».
28. Казачьи корабли – струги, плавали по Дону, Хопру, Вороне, Волге, Черному и Каспийскому морям, а также по сибирским рекам. Казаки совершали морские походы на крымские и таманские крепости.
29. Добавлять, по восточной традиции, в кашу изюм было принято еще у казаков. Позднее обычай распространился среди остальных русских.
30. Донские казаки селились в станицах, волжские — в селах, а малороссийские – в слободах (отсюда – Слобожанщина).

 

PTK.68edu.ru