С 2014 года в Тамбовской области реализуется системный проект АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
С 2015 года область определена одним из 13 пилотных регионов. В реализации проекта принимают участие 11 профессиональных образовательных организаций, 23 предприятия региона.
С 2014 года по 22 программам проходят обучение 725 студентов. В ходе проекта были разработаны программы обучения рабочих кадров и специалистов, ориентированные на конкретного работодателя, где практическая часть составляет более 70%. Предприятия взяли на себя ответственность за реализацию практики и трудоустройство выпускников на конкретные рабочие места.
В Промышленно-технологическом колледже обучение студентов по профессии «Токарь-универсал» и специальности «Технология машиностроения» строится на основе дуального образования. Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист с одной стороны, получает образование в профессиональном образовательном учреждении, а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу.
Очень важно, что студенты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, трудоустраиваются на предприятии.
Общепризнанным лидером в деле реализации дуального обучения является Германия, опытные эксперты которой совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив» являются кураторами пилотных регионов России в оценке эффективности внедрения дуального обучения.
Так, 3 ноября состоялся рабочий визит представителя Германии Максима Петрова, директора «Академия Максим», г. Гамбург в Промышленно-технологический колледж. Главная цель встречи — интервьюирование представителей колледжа — заместителя директора колледжа по инновационной деятельности Бабайцева А.О., представителя предприятия – начальника отдела технического обучения и развития персонала ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» Тушмаковой И.В., наставника производственного обучения Трунова С.А., анкетирование студентов по специальности «Технология машиностроения».
Результат встречи — оценка эффективного внедрения дуальной системы обучения, которая в наибольшей степени способствует освоению выпускником колледжа профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду. За дуальным обучением будущее, так как реализация механизма взаимодействия образовательного учреждения и предприятия путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, внося тем самым свой вклад в обеспечение предприятия квалифицированными и профессиональными кадрами.
13 октября 2016 года с рабочим визитом колледж посетила рабочая группа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Целью данного визита была оценка реализации системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
6 октября 2016 студенты 2 курса, обучающиеся по специальности 15.02.26 «Технология машиностроения» (дуальное обучение), посетили АО «Мичуринский завод «Прогресс». Экскурсию провел технический консультант завода Поляков Владимир Николаевич.
В ходе экскурсии студенты ознакомились с музеем предприятия, производством в цехах №1, №7.
16 июня 2016 года на базе предприятия — участника проекта АО «Мичуринский завод «Прогресс» был организован производственный экзамен в рамках государственной итоговой аттестации выпускников дуального обучения по профессии «Токарь — универсал».
Мероприятие проходило при экспертной и консультационной поддержке Федерального института развития образования (Есенина Екатерина Юрьевна — ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»).
https://www.vestitambov.ru/?new_id=52154
Сначала — теоретический экзамен: 25 вопросов и 40 минут. Ребята освободили аудиторию раньше времени. И даже контроль экспертов парней и девушек не смутил. Глядя на практическую часть экзамена, стало понятно: им привычнее не по клавишам бить.
«Я думаю, что в офисе мне не будет комфортно, потому что вроде здоровый, видный малый и физическая сила есть, и мне лучше за станком», — сказал Егор Демкин.
Задача Егора — выточить две втулки для оборонной промышленности страны. В 70-ые годы мичуринский «Прогресс» выпускал детали для лунохода, в 90-ые — соковыжималки и миксеры, в новом столетии — механизмы для беспилотников. Сейчас здесь работают три тысячи человек. Готовы принимать еще, важно, чтобы не переучивать. Мичуринский промышленно-технологический колледж разработал специальную учебную программу. Завод выделил наставников, это и есть дуальное обучение.
«Это корпоративная культура, это человек, который верен производству, у производства появляются традиции, династии, и, естественно, это влияет на производительность труда и качество продукции», — сказала Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО».
Из десяти студентов, сдающих экзамен, две девушки. Как показывает практика, в отличие от коллег-мужчин они допускают меньше брака. В то же время самостоятельно настраивать станок не могут.
«Проще устроиться и больше денег зарабатывать, а юристом и психологом отучишься, и нет никакой вероятности, что тебя возьмут на работу, а здесь предоставляют работу и платят хорошо», — сказала Анастасия Сабетова.
Тамбовская область вошла в число 13-ти пилотных регионов страны, где активно внедряют программу дуального обучения. В ней задействованы 11 профессиональных образовательных организаций и 23 предприятия. Меньше, чем за год интенсивного обучения студенты превращаются в готовых специалистов, способных уже в 17 лет зарабатывать неплохие деньги. Ну а этот выпуск оказался золотым. Все 10 человек будут трудоустроены на завод.