Православное воспитание

Постановка проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Бездуховность, преступления, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени разрушают человека, общество, и, в конечном счете — государство. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания молодежи имеет чрезвычайную значимость: ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня — как одну из приоритетных, в деле обеспечения национальной безопасности.

Неверие в добро, скептическое отношение к интеллигенции, патриотизму – такие проявления можно видеть в современной молодёжи. Эти пороки нашего времени разрушают человека, общество, и, в конечном счёте государство. Но задача педагога и раньше и теперь – это сеять разумное, доброе, вечное. Какую молодёжь мы воспитаем, каков её профессиональный и моральный уровень, какой путь она выберет – от этого зависит судьба страны.
Поэтому педагогический коллектив колледжа в учебно-воспитательном процессе обращается к нашим православным корням. Исходя из этого, были разработаны: модель выпускника колледжа; модель воспитательного пространства; модель воспитательной системы колледжа по развитию личности обучающегося, её духовно-нравственному совершенствованию, гражданскому становлению и социальной адаптации.
Все эти компоненты включены в опытно-экспериментальную работу «Моделирование воспитательного пространства по развитию личности обучающегося, её духовно-нравственному совершенствованию, гражданскому становлению и социальной адаптации» и основаны на взаимодействии колледжа, семьи, коллектива социальных партнёров, представителей духовенства.

Православный центр «Возрождение»

На базе колледжа был создан православный центр «Возрождение», основными направлениями работы которого являются:

Структура

В настоящее время, когда жизнь столь скоротечна и суетна, особенно не хватает доброго слова, поддержки, помощи ближнему, когда он особенно в этом нуждается.
Посещение кружка «Сёстры милосердия» несомненно, будет полезным для тех, кто заботится о своём здоровье и о здоровье своих близких. Кому не безразлична чужая боль и страдания. Так мало добрых слов мы говорим. А ведь доброе слово порой очень важное орудие в руках человека.
Обогатить свой духовный мир, развить свои таланты, и донести до своих сокурсников нравственные принципы православного человека – вот главная задача литературно-сценической студии. Художественное произведение становится феноменом мировой культуры, так как его содержание находится за рамками времени и истории. Творческая деятельность приобретает род служения. Это помогает обучающемуся увидеть и познать красоту окружающего мира как творения Божия, приобщиться к миру искусства, ознакомиться с произведениями живописи и иконописи, художниками и иконописцами.
Для студентов колледжа проводятся экскурсии по храмам родного края, совершаются паломнические поездки по святым местам: на поле Куликово, в Мамонтову Пустынь, Задонск, Трегуляй и другие места, посещение святых источников города.
Успешно развивается волонтёрское движение — отряд «Доверие». Это помощь храму «Всех Скорбящих Радосте», поминальные выпечки для прихожан, уборка могил. Для представителей молодого поколения проблемы современной студенческой семьи являются актуальными.
В колледже был разработан проект «Молодая семья», который станет существенной мерой социальной поддержки молодой студенческой семьи на региональном уровне. А решение этих проблем мы видим через призму сотрудничества образовательного учреждения, семьи, государства, церкви, работников культуры.
Большое значение центр отводит работе по профилактике наркомании, СПИДа, пьянства, табакокурения не только с точки зрения медицины, но и со стороны православия. Думаем это поможет осознать собственную ответственность за своё поведение и своё здоровье, а также изменить отношение людей к Вич-инфиницированным и больным СПИДом на более гуманное.
Православные направления были внесены в программу работы детского оздоровительного центра «Спутник». В четвёртую смену был организован отдых детей из воскресных школ области. Окормлял духовно детей иерей Боголюбского собора отец Валерий Литвиненко. Стараниями администрации колледжа по благословению правящего архиерея была открыта домовая церковь, в которой священник с детьми совершал утренние и вечерние молитвы. В праздники здесь совершались молебны, чтение акафистов, на Преображение Господне освящение плодов и раздача их детям. С детьми велись духовно-нравственные беседы с просмотром православных кинофильмов. Над шестью детьми из Моршанского детского дома иерей отец Валерий совершил таинство Крещения. В результате дети не только хорошо отдохнули, но и духовно окрепли. Обучаясь в колледже, студенты не только получат знания по специальности, но и научатся оказывать помощь по уходу за больными и пожилыми, узнают основные православные праздники, святых и их жизнь, выявят для себя уроки из жизни праведников, раскроют свой творческий потенциал, обогатят свой духовный мир.


ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС (Новости, обзоры, интервью, история, литература, музей, календарь, интернет-журнал, и др.) http://www.pravoslavie.ru/

«Возрождение Спасо-Преображенского (Носовского) мужского монастыря» https://valaam.ru/publishing/745293/ 

ИСТОРИЯ ИЛЬИНСКОГО ХРАМА

Судьбы церкви и города тесно переплетаются. В некотором смысле Ильинский храм – ровесник Козлова – Мичуринска, ведь одновременно с возведением города в 1635 году согласно царскому указу построено и «царское богомолье, дивичь монастырь пророка Божия Ильи». Этот самый «дивичь монастырь» призван был дать приют осиротевшим жёнам, сёстрам и дочерям тех, кто «служил по Козлову в полковой службе». Иконы на богомолье прислал сам царь Михаил Фёдорович.
Монастырь просуществовал до екатерининской секуляризационной реформы 1764 года, когда было решено в 28 губернских и провинциальных городах оставить по одному третьеклассному женскому монастырю. Ильинский монастырь, не отличавшийся хорошей наружностью зданий и имевший сложности в содержании, был упразднён. Игуменья и монашествующие сёстры со всем монастырским имуществом были переведены в Тамбовский Вознесенский женский монастырь. Церковь же становится приходской.

Надо отметить, что в том самом 1764 году, когда храм стал приходским, он серьёзно пострадал при целом ряде пожаров, изнуривших город в июле того года. Богослужения совершать в храме не представлялось возможности. Потребовался значительный ремонт, после которого церковь была вновь освящена. Но этот ремонт, по всей видимости, решить всех проблем не смог. Здание ветшало. И уже в 1781 году жители Козлова решили строить новый храм.

Ктитором новой церкви выступил козловский купец Иван Григорьевич Воронов, к моменту закладки здания числившийся во второй гильдии. Проект заказали в Петербурге. Но вот кому?
Согласно распространённой легенде, новый Ильинский храм строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. Эта версия вызывает сомнение хотя бы потому, что знаменитый архитектор умер за десять лет до составления уже названного проекта. Однако эта легенда оказалась спасительной для храма в 1930-е годы, когда во время гонений на православие его собирались ломать. Тогда этой версией об авторе проекта, не без помощи И.Э. Грабаря, смогли утихомирить прыткость советских властей. Вероятно, что в данном случае искусствовед, теоретик искусства и просветитель Грабарь лукавил, но, пожалуй, самым простительным, если не единственно возможным образом, ведь если для спасения оригинального храма нужно назвать его растреллиевским, то значит, так тому и быть.
Если уж как-то связывать Ильинскую церковь с именем Растрелли, то правильнее это делать через кого-либо из его безвестных учеников.
Что же мы знаем доподлинно? Храм строился около двадцати лет. Освящение его главного престола состоялось только в 1801 году.
Жизнь прихода протекала по-разному. Учреждалась при храме богадельня, были пожары (наиболее серьёзные – в 1848 и в 1865 годах), даже на некоторое время прихожане были стеснены приданием храму статуса полкового.

После революции Ильинский храм достаточно долго оставался действующим, хотя, разумеется, уже не принадлежал общине, а лишь «сдавался в пользование». В 1925 году его поставили на учёт как памятник архитектуры. В 1938 году церковь всё-таки закрыли.

Обратите внимание, на снимке, который Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева датирует периодом между 1920-ми и 1940-ми годами, отсутствует железо на шпиле колокольни.

Как архитектурный памятник храм поставили на учёт в 1925 году. В 1930-м в нём произошёл пожар, повредивший иконостас.

Спустя восемь лет церковь закрыли. Помещения заняла автоколонна под гараж и мастерские. В 1946 году мичуринцы обратились к уполномоченному Совета по делам РПЦ по Тамбовской области с заявлением о регистрации второй по городу добровольной религиозной общины (первая была при кладбищенском Скорбященском храме) и о предоставлении для удовлетворения религиозных потребностей здания Ильинской церкви. Естественно, верующие обязались «за свой счёт» совершить ремонт, в котором здание нуждалось достаточно остро.

Вот сведения из отчёта архитектурной комиссии, обследовавшей церковь в августе 1946 года: «Состояние конструкций: не удовлетворительное. Внутренняя кирпичная стена, отделяющая алтарь, имеет трещины, разрушена на 15%… железо с крыши на 25% снято… полы и половые балки на 20% разобраны… облицовки нет… живописи не сохранилось… иконостаса нет».

В 1947 году подписали акт передачи храма верующим, которые его отремонтировали. Согласно описи 1950 года, стены нижней церкви побелены, верхней — окрашены масляной краской. Иконостасы столярной работы, крашеные. Однако в 1964-м горисполком постановил снова закрыть храм. Здесь стал помещаться краеведческий музей, пока в 1992 году церковь в очередной раз не вернули верующим.

Возрождение

Верующим храм был возвращён только в ноябре 1991 года. С этого времени он постепенно начал своё возрождение. С марта 1992 года там совершаются регулярные богослужения. Первая литургия в переданном храме была совершена митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом (Нечаевым) и епископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом). В августе 1993 года город Мичуринск посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил всенощную в нижнем храме Ильинской церкви. К Лазаревой субботе 1994 года был восстановлен и верхний храм. В 1996 году, в Духов день, колокольня Ильинского храма обрела свой голос. В том же году на церковном подворье была построена водосвятная часовня в честь Новомучеников Российских, за Христа в годы лихолетья пострадавших.
Со временем и не без труда настоятеля прото­иерея Павла Медведева были восстановлены и церковная ограда, и трапезная, и частичные росписи нижнего храма. Приход зажил своей активной жизнью.
В 2012 году на средства прихожан и доброжелателей на территории храма поставлен памятный монумент «Ангел Хранитель православным христианам, в годины лихолетий за веру пострадавшим».
В 2016 году храм отметил своё 235-летие. К этой торжественной дате на средства мецената – депутата Государственной Думы А.А. Полякова – началась роспись верхнего храма Ильинской церкви. К празднованию юбилея были расписаны трапезная часть и западная стена храмовой части. Росписи получились очень лёгкими и душевными. Многие прихожане говорят, что заходя в храм, чувствуешь, будто попадаешь на небо. В настоящее время работы над росписями храма продолжаются.
В том же 2016 году в праздник Вознесения Господня над храмом был воздвигнут новый крест. Старый кованый крест был поднят над храмом более двухсот лет назад. Святыня радовала глаз не одно поколение, стала свидетелем множества событий нашего государства. К сожалению, основания старого креста пришли в негодность от времени, реставрация проржавевшего металла оказалась невозможной. Поэтому настоятелем храма протоиереем Павлом Медведевым было принято решение о смене главки и креста. Инициативу благословил епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген и поддержал меценат А.А. Поляков. И вот теперь один из самых древних храмов Мичуринска преобразился. Золотой крест ярко сияет над наукоградом.

Приходская жизнь

При храме действует воскресная школа. Занятия ведутся в нескольких возрастных группах. Дети не только познают азы православия, но и сами участвуют и в социальном, и в миссионерском служении. Каждый год воспитанники воскресной школы посещают детские дома и дом престарелых в селе Зелёный Гай Мичуринского района. Ежегодно ребята выходят со всеми православными мичуринцами на праздничные крестные ходы. Частыми для воспитанников воскресной школы стали паломнические поездки, как в пределах Тамбовщины, так и в другие регионы. Высокий уровень культурной деятельности воскресной школы позволяет детям быть постоянными участниками епархиальных рождественских и пасхальных фестивалей и концертов.
При приходе работает спортивная секция борьбы, в которой достигнуты прекрасные результаты среди подростков и более старших ребят. На соревнованиях различного уровня воспитанники секции достойно представляют мичуринскую землю и храм Пророка Илии, пополняя копилку побед новыми наградами и кубками. Многие из ребят, придя в секцию борьбы, впервые переступили порог храма и получили опыт воцерковления.
Также на протяжении многих лет при храме действует секция, где ребята обучаются полётам на параплане. Занятия в этой секции ведёт настоятель Ильинского храма протоиерей Павел Медведев.

За последние несколько лет активно развиваются приходские отделы, такие как социальный и миссионерский. Ведётся активная просветительская деятельность среди прихожан старшего и среднего поколений. В работу отделов вовлекается приходская молодёжь. Для молодого поколения организовываются конкурсы и слёты. Традиционными уже стали встречи, приуроченные к православным праздникам.

Святые и подвижники благочестия

13 мая 2012 года в Ильинский храм была доставлена частица мощей святого преподобного старца Севастиана (Фомина), исповедника Карагандинского. Этот святой подвижник с 1928 по 1933 год нёс служение в Ильинской церкви. В Козлове он вёл активную борьбу с обновленцами. Он поддерживал связь с бывшей в рассеянии братией Оптиной пустыни. В Козлов к отцу Севастиану стали съезжаться сёстры по духу. Первыми приехали инокини разорённого Шамординского монастыря Агриппина, Феврония и Варвара, которые остались с батюшкой навсегда, были рядом в годы его заключения в Карлаге и в Караганде жили до самой смерти. В это время в Козлове проживали и другие иноки и инокини из разорённых монастырей, а также миряне, посещавшие прежде Оптину пустынь. И сердца искренне ищущих спасения неведомой силой влеклись к отцу Севастиану. Это не могло не обратить на себя внимания местных властей. В 1933 году батюшка был арестован и осуждён по статье о контрреволюционной агитации. И в 1934 году отца Севастиана отправили отбывать наказание в Карагандинский лагерь, в посёлок Долинка.
Кроме частицы святых мощей в Ильинском храме пребывают крест и причастная чаша, с которыми служил старец Севастиан в нашем городе.
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе старец Севастиан был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. На том же Архиерейском соборе по представлению ­Алма-Атинской епархии был прославлен в лике святых служивший в Ильинской церкви города Мичуринска (Козлова) с 1932 года и до своего ареста 1 августа 1937 года протодиакон Матфей Васильевич Казарин.
Перед алтарём находится некрополь, где покоятся протоиерей Виктор Медведев, схимонах Николай, схиигумен Поликарп. С дореволюционных времён здесь сохранились могильные памятники Николая Андреевича Придорогина, много лет исполнявшего обязанности церковного старосты, и председателя совета Крестовоздвиженского братства Гавриила Васильевича Комарова. Территория захоронений озеленена газонной травой, возле могил посажены цветы.

БОГОЛЮБСКИЙ СОБОР

Боголюбский собор-одна из жемчужин Мичуринска (старинное название города — Козлов), памятник архитектуры федерального значения, храмовое сооружение второй половины XIX века. В конце XIX века в Козлове вспыхнула холера — одно из самых страшных заболеваний прошлого века. Эпидемия безжалостно опустошала весь город. Эффективных методов борьбы с ней не было. Тогда горожане в стихийно организованном крестном ходе с церковным песнопением обошли весь город. Впереди нескончаемой колонны несли Боголюбивую икону Божьей матери. Через несколько дней эпидемия спала. 3 ноября 1847 года был отслужен благодатный молебен Богу и этот день был объявлен как городской храмовый праздник Боголюбивой иконы. Тогда-то и начался сбор средств на строительство, призванного увековечить свершившееся чудо. Значительная часть денежных средств была пожертвована купцом Федором Герасимовичем Вороновым.   

Строительство началось в середине августа 1848 года и продолжалось 24 года. Известно имя первого подрядчика: Зиновий Парфентьев. По стечению обстоятельств тогда в архитектурной школе академика К. Тона отрабатывалась конструкция храма Христа Спасителя. Первым экспериментом тогда стала Введенская церковь в Петербурге, ныне не сохранившаяся. Конечно храм Христа Спасителя начал строится на 10 лет раньше, но этот период можно отнести именно к отработке конструкции и подготовке строительства взамен стоявшей в Москве на том месте небольшой церквушке. Как бы там ни было к осени 1853 года Боголюбская церковь в условиях продолжавшейся повсеместно на Тамбовщине эпидемии была возведена до купола.
12 лет спустя в городе вспыхнул пожар, уничтоживший почти больше половины зданий. Козловцам стало не до церкви. О завершении ее строительства новый подрядчик Гритчин заявил в городской управе только в январе 1873 года. Таким образом Боголюбский собор был возведен ровно на 10 лет раньше храма Христа Спасителя и стал для него в последствии вторым предтечей даже в части восстановления фресок под куполом и на стенах.

В Тамбовских епархиальных ведомостях за 1873 год о Боголюбском соборе читаем такие строки: «При взгляде на него среди небольших строений провинциального города, окружающего его, он поражает громадностью своих размеров. Храм необыкновенно вместителен. Если справедливо, что во Введенской церкви в Петербурге помещается свободно полк солдат в 4000 человек с ранцами так, что между рядами их свободный проход, то в Боголюбском соборе в Козлове может поместиться 5 тысяч человек, кроме того, на хорах, устроенных с трех сторон, может поместиться более тысячи человек. В храме замечательно устройство вентиляции: четверти часа достаточно для освежения воздуха. Красив цокольный этаж, перекрытый арками большого пролета, радиально расходящимися во всех направлениях от главного опорного столба. Удивительно грамотно даже с современной точки зрения решены проблемы противопожарной защиты здания, его вентиляции, отвода воды со сводов на случай порчи кровли. Чтобы представить объем выполненных козловцами работ достаточно сказать, что  главный купол имеет диаметр 16 метров и по высоте соответствует семиэтажному дому (21 метр), а сами размеры здания, выполненном в византийско — русском стиле по проекту российского зодчего и архитектора К.А. Тона образуют равносторонний куб 43х43х43 метра. Таким образом общая высота здания 64 метра. Вокруг главного купола находятся четыре купола меньших размеров».

Этот величественный храм в годы Советской власти мог быть разрушен, но опять случилось чудо.
В 20-е г. XX в. в храме располагался склад, в годы Великой Отечественной войны склад авиационной техники, а в послевоенные годы соляной склад. Соль, сваленная на пол, неумолимо разъедала добротную старинную кладку. Благодаря своевременному вмешательству общественности города, людей не равнодушных к святыне, в 80-е годы она была передана Министерству Культуры и начато ее реставрирование. В 1990 году храм был возвращен верующим, а с 1991 года действующим. Надо еще немало приложить усилий, что бы он обрел былое величие. Боголюбский кафедральный собор является памятником архитектуры — жемчужиной города Мичуринска.

PTK.68edu.ru